VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Классификация оптового товарооборота

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006725
Тема: Классификация оптового товарооборота
Содержание
1.1 ПОНЯТИЯ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ





Торговая деятельность является одной из важных составляющих экономики нашего государства, наиболее стремительно развивающихся и перспективных, как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, так как предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Она образует единую целостную структуру, ориентированную на эффективное обслуживание всей цепи движения товаров от производителей к потребителям. Основной целью всех торговых предприятий является получение максимальной прибыли, а в качестве необходимого и важнейшего условия выступает товарооборот, без которого данная цель не может быть достигнута. 

Понятия товарооборота у разных авторов представлены в таблице 1. 



Таблица 1 – Понятия товарооборота у разных авторов

Автор



Понятие товарооборота

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.  

«1) движение товаров в сфере обращения, связанное с их обменом на деньги и переходом от производства к потреблению; 

2) объем проданных и купленных товаров в денежном выражении за определенный период времени» [21, с. 429].

Памбухчиянц О.В.

«Товарооборот – объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени» [17, с. 217].

Саломатин А.Н.

«Товарооборот – один из важнейших синтетических показателей развития как на уровне предприятия, так и на уровне региона, страны в целом» [27, с. 99].

Николаева Т.И.

«Товарооборот – стадия воспроизводственного процесса, связывающая производство и потребление. Товарооборот – 

Продолжение таблицы 1	

Автор



Понятие товарооборота



основной показатель деятельности торговых предприятий» [29, с. 491].

Иванов Г.Г., Холин Е.С.

«Товарооборот – объем продажи товаров и оказания услуг предприятиями торговли в денежном выражении за определенный период времени» [11, с.322].

Саталкина Н.И., Герасимов Б.И., Терехова Г.И.

«Товарооборот представляет собой процесс обмена товаров на деньги. С одной стороны, он характеризует объем

деятельности предприятия, от него зависят величина валового дохода и прибыли. С другой стороны, через товарооборот происходит смена форм стоимости товаров, в результате которой возмещаются затраты производства и создаются условия его развития» [22, с.81].

Зайцев Н.Л.

«Товарооборот – движение товаров в сфере обращения; стоимостная оценка проданных и купленных товаров за определенный период времени» [9, с. 165].



Таким образом, товарооборот – это процесс обмена товаров на деньги. Он является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия торговли, характеризующим объем потребления материальных благ. 

Товарооборот выполняет следующие функции:

– отражает экономические отношения, возникающие между производителями и потребителями;

– характеризует конкурентные позиции предприятия, его долю в общем объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке; 

– определяет способность продавать товары, пользующиеся спросом у потребителей, 

– обеспечивает получение намеченных и стабильных результатов.

«Товарооборот является важнейшим оценочным показателем торгового предприятия, измерителем эффективности его деятельности, характеризует объем потребления материальных благ, выражает экономические отношения, возникающие в процессе движения товаров из сферы производства и обращения в сферу личного потребления» [27, с.99]. 

Его сущность проявляется в экономических отношениях, связанных с обменом товаров и услуг на рынке в процессе купли-продажи.

Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах. В общем составе товарооборота торгового предприятия выделяются следующие его виды, рисунок 1.



Товарооборот розничной торговли

Товарооборот розничной торговли



Розничный товарооборот

Розничный товарооборот







Товарооборот



Товарооборот

Оптовый товарооборот

Оптовый товарооборот

Товарооборот общественного питания

Товарооборот общественного питания





Торгово-посреднический товарооборот

Торгово-посреднический товарооборот







Рисунок 1 – Виды товарооборота



«Розничный товарооборот характеризует объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования; он означает завершение процесса обращения товаров на потребительском рынке и переход товаров в личное или коллективное пользование. Его величина учитывается в розничных ценах, в ценах фактической реализации, включая все налоги, входящие в состав розничной цены» [29, с. 96].

 Розничный товарооборот делится на товарооборот розничной торговли и товарооборот общественного питания. «Товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж. Розничный товарооборот представляет собой заключительную стадию движения потребительских товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы» [8, с. 25].

Товарооборот розничной торговли – это продажа потребительских товаров и реализация услуг конечным потребителям за наличный расчет независимо от каналов их реализации, которая может быть произведена:

– юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной, например, магазины, предприятия общественного питания, палатки и другое;

– юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной, например, фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и другие;

– физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, продовольственных и смешанных рынках.

Товарооборот общественного питания выражает экономические отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказание услуг по организации питания. 

Классификация розничного товарооборота представлена в таблице 2.



Таблица 2 – Классификация розничного товарооборота

Принципы классификации

Группировка

	По организационным формам продажи

- продажа товаров в розничной торговой сети;

- продажа товаров помимо розничной торговой сети

По составу конечных потребителей

- продажа товаров непосредственно    населению;

- продажа товаров отдельным категориям предприятий и организаций, в порядке мелкого опта, со специализированной торговой сети

	По срокам расчета за реализованные товары

- продажа товаров с немедленной их оплатой;

- продажа товаров населению в кредит

	По формам денежных расчетов

- продажа товаров за наличный расчет;

- продажа товаров за безналичный расчет.



Розничный товарооборот, по своей сущности, является синтетическим показателем, поскольку он складывается из отдельных актов купли-продажи, продаж отдельных товаров, товарооборота всех фирм или всех регионов. Являясь валовым показателем реализации стоимости товаров, он зависит от общего количества проданных товаров и цены единицы товаров. 

Состав розничного товарооборота торговых предприятий по видам продаж представлен на рисунке 2.



Розничный товарооборот

Розничный товарооборот



выручка от реализации медикаментов в аптеках

выручка от реализации медикаментов в аптеках

выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке и так далее

выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке и так далее



выручка от продаж продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, автоматах, киосках, развозной и разносной торговле

выручка от продаж продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, автоматах, киосках, развозной и разносной торговле









товарооборот предприятий общественного питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку

товарооборот предприятий общественного питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку













Рисунок 2 – Состав розничного товарооборота по видам продаж





Розничный товарооборот, как экономический показатель, имеет ряд недостатков, так как его рост не всегда обозначает действительное удовлетворение спроса. Это связано с тем, что величина объема товарооборота может существенно меняться под влиянием ценовых и структурных изменений.

 «Оптовый товарооборот характеризует объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Оптовый товарооборот представляет собой промежуточную стадию реализации товаров, в результате которой товары закупаются и продаются крупными партиями для последующей перепродажи или предпринимательских целей в производстве и не выходят за пределы сферы обращения» [29, с. 98]. Классификация оптового товарооборота представлена на рисунке 3.



Оптовый товарооборот

Оптовый товарооборот



по назначению

по назначению

оптовый оборот по реализации

оптовый оборот по реализации

транзитный оптовый товарооборот

транзитный оптовый товарооборот

внутрисистемный оптовый товарооборот

внутрисистемный оптовый товарооборот

транзитный товарооборот с участием в расчетах

транзитный товарооборот с участием в расчетах



по форме организации товародвижения

по форме организации товародвижения





складской оптовый товарооборот

складской оптовый товарооборот











транзитный товарооборот без участия в расчетах (организуемый)

транзитный товарооборот без участия в расчетах (организуемый)

	







Рисунок 3 – Классификация оптового товарооборота



Оптовый товарооборот по реализации представляет собой продажу товаров предприятиям розничной торговли и общественного питания, а также поставки внерыночным потребителям и на экспорт.

Внутрисистемный оптовый товарооборот представляет собой передачу товаров одними оптовыми предприятиями, по поручению других, непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Как правило, он используется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам. 

«Таким образом, оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый товарооборот – движение товаров между звеньями оптовой торговли» [24, с. 36].

Оптовая реализация товаров может осуществляться как со склада предприятия, так и, минуя склад, то есть непосредственно покупателям. В зависимости от форм товародвижения различают складской и транзитный оптовый товарооборот.

Складской оптовый товарооборот формируется при складской форме товародвижения, за счет оптовой реализации товаров со складов оптовых субъектов. Объем складского товарооборота определяется широтой и глубиной товарного ассортимента, и необходимостью их подсортировки, и другими условиями. В оптовом товарообороте торговых предприятий превалирует складской товарооборот.

«Транзитный оборот характеризует посредническую роль оптового предприятия в отношениях между поставщиком товара и его покупателем.

В свою очередь, транзитный оптовый товарооборот подразделяется на:

– транзитный товарооборот без участия в расчетах (организуемый) – оптовая база участвует в этом процессе как посредник, получающий за организацию продвижения товара комиссионное вознаграждение.

– транзитный товарооборот с участием в расчетах – оптовая база является собственником, оплатившим стоимость товара» [24, с. 36].

Торгово-посреднический товарооборот – характеризует объем посреднических операций купли-продажи потребительских товаров, осуществляемых торговым предприятием без какой-либо их технологической обработки. Состав торгово-посреднического товарооборота представлен на рисунке 4.









Торгово-посреднический товарооборот

Торгово-посреднический товарооборот





оборот на биржевом рынке (в системе различных товарных бирж, на которых торговое предприятие приобрело брокерские места)

оборот на биржевом рынке (в системе различных товарных бирж, на которых торговое предприятие приобрело брокерские места)



оборот на внебиржевом рынке



оборот на внебиржевом рынке

		







Рисунок 4 – Состав торгово-посреднического товарооборота



Роль и значение товарооборота, как экономического показателя, заключаются в следующем: 

– являясь объемным показателем, он характеризует масштабы деятельности предприятия; 

– по его удельному весу в товарообороте региона отрасли можно судить о доле предприятия на рынке; 

– в расчете на душу населения, товарооборот характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;

– по доле товарооборота предприятия, в товарообороте региона определяется предприятие-монополист;

– товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и другие показатели эффективности деятельности предприятия, учитываются, анализируются и планируются по отношению к товарообороту.

Показатель товарооборота дает возможность определять условия, при которых на рынке формируется соотношение между спросом и предложением, что позволяет установить, реализацию отношений между производителями и потребителями товаров на конкретном рынке, определить условия формирования и развития спроса и предложения в последующий период и на перспективу. Он отражает уровень развития производительных сил, условия жизни, то есть характеризует объем и структуру общественных потребностей. По величине товарооборота можно судить о масштабах и уровне удовлетворения спроса. Он является показателем размера предприятия, его денежной выручки за реализованные товары, а также основой для определения потребностей в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.





1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ





Для успешного функционирования торгового предприятия, необходимо проводить полный анализ его коммерческой деятельности, это позволит предприятию быть устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечит его развитие и возможность предвидеть будущее.

«Анализ товарооборота позволяет осуществлять контроль за реализацией товаров, удовлетворением спроса потребителей, определять тенденции изменения объема и структуры товарооборота, выявлять внутренние резервы развития товарооборота, направления его оптимизации, оказывать оперативное воздействие на торговый процесс» [29, с. 102]. 

Для оценки результатов своей деятельности, в процессе анализа и планирования торговое предприятие использует ряд различных количественных и качественных показателей товарооборота, рисунок 5.  Данные показатели дают возможность выявить фактическую потребность в товарах, определить уровень покупательной способности населения, сформировать требования покупателей к товарам, установить факторы предпочтения при выборе товаров потребителями, а также увидеть перспективу изменения потребностей, выражаемую не только темпами изменения товарооборота, но и характером жизненного цикла товара. 






Показатели товарооборота

Показатели товарооборота



Общий объем продажи товаров за отчетный и предыдущий периоды в текущих и сопоставимых ценах

Общий объем продажи товаров за отчетный и предыдущий периоды в текущих и сопоставимых ценах





Продажа товаров по видам, формам, по структурным подразделениям в разрезе отдельных фирм (магазинам, отделам, секциям и тому подобное)



Продажа товаров по видам, формам, по структурным подразделениям в разрезе отдельных фирм (магазинам, отделам, секциям и тому подобное)







Среднедневная продажа товаров, товарная структура товарооборота



Среднедневная продажа товаров, товарная структура товарооборота







Розничные и оптовые цены на товары, поступление товаров в покупных ценах товаров



Розничные и оптовые цены на товары, поступление товаров в покупных ценах товаров





Равномерность, ритмичность, сезонность реализации товаров

Равномерность, ритмичность, сезонность реализации товаров

	



Наличие товаров на складе, соответствие их нормативам, время обращения товарных запасов



Наличие товаров на складе, соответствие их нормативам, время обращения товарных запасов







Издержкоемкость и рентабельность продаж отдельных товаров и товарных групп и другие

Издержкоемкость и рентабельность продаж отдельных товаров и товарных групп и другие





Рисунок 5 – Показатели товарооборота, используемые в процессе анализа и планирования



Чем шире перечень анализируемых показателей, тем больше возможностей для глубокого анализа тенденций развития товарооборота, изменения структуры спроса покупателей, оценки эффективности использования ресурсов предприятия. Целью анализа товарооборота является выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшение обслуживания покупателей, совершенствование товародвижения. 

Основные задачи анализа товарооборота торгового предприятия представлены на рисунке 6.









Оценка выполнения плана (при наличии такового) и ритмичности его выполнения в отчетном периоде

Оценка выполнения плана (при наличии такового) и ритмичности его выполнения в отчетном периоде







Изучение объема товарооборота в динамике (за ряд лет)

Изучение объема товарооборота в динамике (за ряд лет)



Основные задачи анализа товарооборота торгового предприятия

Основные задачи анализа товарооборота торгового предприятия



Изучение структурных сдвигов в товарообороте

Изучение структурных сдвигов в товарообороте





Определение и количественное измерение влияния отдельных факторов на объем товарооборота

Определение и количественное измерение влияния отдельных факторов на объем товарооборота





Изучение сезонных колебаний товарооборота по кварталам и месяцам

Изучение сезонных колебаний товарооборота по кварталам и месяцам





Выявление и использование внутреннего товарооборота

Выявление и использование внутреннего товарооборота





Рисунок 6 – Основные задачи анализа товарооборота торгового предприятия



При проведении анализа, немаловажное значение имеет выбор показателей и приемлемых методов, позволяющих получить наиболее точные и объективные результаты. 

В ходе анализа используются различные показатели и методы. Например, абсолютные, относительные и средние показатели, стоимостные и натуральные, показатели динамики, балансовый метод, методы цепной подстановки и методы сравнения, метод абсолютных и относительных разниц, интегральный, индексный, графический и другие.   

Информацией для проведения анализа служат данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, нормы и нормативы, разработанные на предприятии, материалы наблюдений и опросов.

Анализ объема товарооборота проводится в определенной последовательности, рисунок 7.



Этапы анализа объема товарооборота 

Этапы анализа объема товарооборота 







Изучение объема товарооборота 

Изучение объема товарооборота 



Анализ динамики товарооборота 

Анализ динамики товарооборота 





Анализ состава товарооборота 

Анализ состава товарооборота 





Изучение структуры товарооборота 

Изучение структуры товарооборота 





Рисунок 7 – Этапы анализа объема товарооборота



На первом этапе определяется общий объем товарооборота предприятия за отчетный период и оценивается степень выполнения плана товарооборота.

Данный анализ проводится методом сравнения: определяется размер абсолютного отклонения ожидаемого товарооборота от планового или от товарооборота предыдущего периода, рассчитывается процент выполнения плана товарооборота. «При анализе необходимо учесть изменение цен на товары. Если цены в анализируемом периоде менялись, то необходимо ожидаемые данные по продаже товаров выразить в ценах планового или прошлого периода. Для этого следует ожидаемый товарооборот разделить на индекс цен. Чтобы определить ожидаемый товарооборот, фактический товарооборот за истекший период складывают с плановой величиной товарооборота, установленной на оставшийся период» [29, с. 103].

Вторым этапом анализа товарооборота является анализ его динамики, что необходимо для оценки тенденций его развития в анализируемом периоде. Динамика характеризуется темпами изменения товарооборота (цепными, базисными и среднегодовыми); по характеру их изменения оценивают положительные или отрицательные результаты деятельности предприятия [29, с. 103]. Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а также по ценам реализации товаров. 

Третьим этапом анализа является изучение состава товарооборота. Для проведения анализа состав товарооборота изучают по его видам, формам продажи, формам расчетов, по структурным подразделениям, секциям, отделам и по другим признакам. 

Данный анализ проводится в абсолютных и относительных показателях, где относительным показателем является доля отдельных видов товарооборота в общем объеме. Его состав изучают как по плановым показателям, так и в динамике (при отсутствии плановых показателей – изучают в динамике и сопоставляют с предыдущими периодами).

Четвертым этапом анализа является изучение структуры товарооборота, что позволяет установить изменения в характере потребительского спроса.

Анализ структуры товарооборота позволяет оценить тенденцию ее изменения с помощью показателей динамического ряда. 

На данном этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется удельный вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. 

 Следующей задачей анализа товарооборота является изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на динамику, и изменение объема товарооборота. «При использовании факторного метода в первую очередь изучается влияние различных факторов на объем и структуру товарооборота, затем – связи между факторами и отбираются наиболее значимые из них, оказывающие наибольшее влияние на изменение объема реализации» [29, с. 106]. Данная информация используется при планировании товарооборота торгового предприятия.

Основным фактором развития товарооборота является обеспеченность предприятия товарными ресурсами. Товарные ресурсы предприятия оказывают непосредственное влияние на состояние почти всех показателей его хозяйственной деятельности, так как они неразрывно связаны со многими сторонами функционирования предприятий розничной торговли.

Значительное влияние на изменение товарооборота оказывают состав и структура основных производственных фондов. Развитие прогрессивных форм торговли, оснащение предприятий современным оборудованием и внедрение новых технологий приводит к росту производительности труда, улучшению обслуживания и привлечению новых покупателей, следствием чего является существенный рост товарооборота предприятия.

На объем товарооборота оказывают влияние такие факторы, как количество рабочих мест, количество рабочих дней в году, средняя продолжительность рабочего дня, среднечасовая выработка на одно рабочее место. Для анализа влияния данных факторов используют метод (способ) цепных подстановок или метод разниц.

Важнейшими факторами развития товарооборота являются обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования. Они служат предметом самостоятельного анализа, проводимого по различным показателям и направлениям. В первую очередь, при анализе товарооборота изучаются факторы, непосредственно влияющие на изменение его объема. К этим факторам относятся: численность торговых работников, производительность труда (в стоимостном выражении), характеризующаяся суммой товарооборота и выработкой на одного работника.

Основная цель анализа розничного товарооборота – выявление несоответствия сложившихся представлений с фактической ситуацией на рынке; увеличение объема продаж и получение максимальной прибыли. 

Задачи анализа розничного товарооборота представлены на рисунке 8. 



Задачи анализа розничного товарооборота торгового предприятия

Задачи анализа розничного товарооборота торгового предприятия





оценка обоснованности плановой величины товарооборота

оценка обоснованности плановой величины товарооборота



выполнение плана товарооборота в целом за отчетный период, а также по отдельным составляющим данного периода

выполнение плана товарооборота в целом за отчетный период, а также по отдельным составляющим данного периода





изучение динамики розничного товарооборота

изучение динамики розничного товарооборота





изучение состава и структуры розничного товарооборота

изучение состава и структуры розничного товарооборота



проведение факторного анализа и выявление резервов увеличения объема розничного товарооборота

проведение факторного анализа и выявление резервов увеличения объема розничного товарооборота





Рисунок 8 – Задачи анализа розничного товарооборота



В ходе анализа выявляются и изучаются причины, способствующие выполнению (или недовыполнению) плана розничного товарооборота.

Источниками информации для анализа розничного товарооборота служат плановые показатели, формы статистической отчетности, учетные регистры, первичная документация, например, товарные и денежные отчеты материально ответственных лиц, к которым прилагаются документы, подтверждающие сдачу торговой выручки и расходы, произведенные из выручки.

Основная цель анализа оптового товарооборота – выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшение обслуживания покупателей, совершенствование товародвижения с позиции получения необходимой прибыли. 

В процессе анализа оптового товарооборота должное внимание необходимо уделить изучению рынка и тенденциям его развития, размещению и специализации предприятий оптовой торговли, ассортименту предлагаемых ими товаров, распределению долей рынка между поставщиками, условия поставки товаров, характер предоставляемых оптовиками услуг. Являясь достаточно сложным процессом, изучение рынка позволяет предприятию оптовой торговли оценить свои шансы и сформировать целевой рынок, определить пути повышения эффективности деятельности. 

Задачи анализа оптового товарооборота представлены на рисунке 9.



Задачи анализа оптового товарооборота торгового предприятия

Задачи анализа оптового товарооборота торгового предприятия





оценка степени выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям

оценка степени выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям





изучение их в динамике; выявление и измерение степени влияния факторов на оптовый товарооборот

изучение их в динамике; выявление и измерение степени влияния факторов на оптовый товарооборот







установление причин недостатков в торгово-коммерческой деятельности

установление причин недостатков в торгово-коммерческой деятельности





разработка направлений развития товарооборота

разработка направлений развития товарооборота





Рисунок 9 – Задачи анализа оптового товарооборота



«В ходе анализа оценивается деятельность предприятия по организации товародвижения и обеспечению товарами розничной сети, а также других покупателей, выявляются резервы улучшения финансовых результатов от основной торговой деятельности» [29, с. 108]. 

Анализ оптового товарооборота имеет ряд особенностей, при изучении общего объема товарооборота выделяют: реализацию в разрезе отдельных покупателей, в том числе розничным, промышленным предприятиям; внутреннюю реализацию своим розничным предприятиям; анализируется складской и транзитный оборот. 

За текущий период, анализ оптового товарооборота проводится помесячно и поквартально, изучается его ритмичность и равномерность. 

Расчет показателей, используемых для анализа товарооборота предприятия торговли, представлен в таблице 3.



Таблица 3 – Показатели, используемые для анализа товарооборота предприятия торговли

Показатель 

Расчет показателя

Обозначение

Содержание показателя

Объем товарооборота



О – объем товарооборота;

	рiqi – реализация

	отдельного товара;

	, весь товарооборот;

 n – число i-х товаров (товарных групп)

Сумма проданных товаров за определенный период времени

Структура товарооборота





Дi – удельный вес товара



Удельный вес каждого товара или товарной группы в общем объеме товарооборота

Динамика 

товарооборота



Ти – средний темп;

			Оn – товарооборот последнего периода;

	Оi – товарооборот первого периода;

n – число периодов

Средний темп роста товарооборота

Равномерность товарооборота

Коэффициент вариации







 G –среднеквадратическое отклонение;

 – средний объем реализации;

V – коэффициент вариации

Неравномерность выполнения плана товарооборота

Коэффициент равномерности

Кр = 100 – V

Кр – коэффициент равномерности

Равномерность выполнения 

плана 

товарооборота

Коэффициент ритмичности



nв – количество периодов,

когда план выполнен;

nn –  общее количество периодов

Ритмичность выполнения 

плана 

товарооборота



Анализ динамики товарооборота проводится по каждому направлению реализации товаров в действующих и сопоставимых ценах. Причины недопоставки товаров покупателям изучаются по общему объему, ассортименту, срокам поступления и качеству. Влияние факторов на оптовый товарооборот проводят на основе методов, используемых для анализа розничного товарооборота.





1.3 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ





Инструментом выявления будущей прибыли торгового предприятия, позволяющим улучшить контроль за размещением и использованием всех его ресурсов, служит планирование товарооборота, сущностью которого является определение в стоимостном выражении объема товарооборота на определенный календарный период. 

Планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением. 

Основным, ведущим разделом торгово-финансового плана предприятия торговли является планирование товарооборота. Его объем, и структура оказывают влияние на все остальные разделы торгово-финансового плана – труд, издержки обращения, прибыль и другие. Стадии планирования представлены на рисунке 10.









Планирование

Планирование





Определение конечных и промежуточных целей

Определение конечных и промежуточных целей





Постановка задач, решение необходимых для достижения целей

Постановка задач, решение необходимых для достижения целей



Определение методов и способов их выполнения исходя из имеющихся ресурсов

Определение методов и способов их выполнения исходя из имеющихся ресурсов







Контроль за ходом реализации плана

Контроль за ходом реализации плана



Анализ итогов работы в целях повышения его эффективности и корректировки на следующий период

Анализ итогов работы в целях повышения его эффективности и корректировки на следующий период







Рисунок 10 – Стадии планирования



Таким образом, планирование является непрерывным процессом, а не единовременным, одноразовым действием. Его назначение состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.

В процессе разработки планов торгового предприятия используются специфические методы, представляющие собой конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке. 

Выбор метода планирования зависит от: цели разработки плана; исходной информации, полученной в процессе анализа товарооборота, ее точности и достоверности; периода, на который рассчитывается план; опыта, имеющегося у предприятия в сфере планирования; затрат, связанных с разработкой плана; наличия программного обеспечения и вычислительной техники.

При выборе конкретных методов планирования учитываются такие факторы, как:

– длительность планового периода;

–особенности расчетов планового показателя;

– обеспеченность исходной информацией и возможность ее использования;

– наличие соответствующей технической базы обработки информации и проведения расчетов;

– уровень квалификации работников.

В настоящее время существует много различных методов. Основные методы, применяемые предприятиями торговли, при планировании своей деятельности представлены на рисунке 11.



Основные методы планирования

Основные методы планирования 





Экономико-статистические

Экономико-статистические

Опытно-статистические

Опытно-статистические





Комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия

Комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия

Экономико-математического моделирования

Экономико-математического моделирования







Рисунок 11 – Основные методы, применяемые предприятиями торговли, при планировании своей деятельности 



В целях получения более надежного плана товарооборота целесообразно использовать различные методы расчетов, что обеспечит многовариантность

плановых расчетов. Наличие нескольких вариантов плана и анализ расхождений между ними позволяют выбрать и обосновать наиболее реальный и приемлемый вариант плана, соответствующий критерию оптимальности. 

Планирование товарооборота осуществляется различными методами, имеющими различную степень формализации. Основные методы планирования товарооборота представлены в таблице 4.



Таблица 4 – Основные методы планирования товарооборота

Название метода

Характеристика

Опытно-статистический

Позволяет определить плановый объем товарооборота на будущий год, исходя из сопоставимого объема товарооборота текущего года и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году.

Экономико-статистические

Метод экстраполяции

Предполагает определение будущего состояния предприятия на основе сложившихся в прошлом и настоящем темпов и пропорций. Недостаток – товарооборот, рассчитанный с его помощью, весьма условен, так как в его основе лежит предположение о неизменности условий формирования товарооборота.

Метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд периодов, предшествующих плановому

Рассчитывается прирост товарооборота в процентах к предыдущему периоду. Сглаживание этих показателей производится методом скользя.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%